КАТЕРИНА
Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 18.11.2017, 14:59
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Квалификационная работа на тему: Тестирование на уроках информатики как эффективный метод контроля и обучения.

Институт  повышения  квалификации и переподготовки  работников   образования  Республики  Татарстан

 

 

 

Квалификационная  работа  кандидата

на  присвоение  I  квалификационной

категории  учителя  информатики

общеобразовательной  школы  №6

г.Бавлы  Республики  Татарстан

Шафранской  Екатерины  Анатольевны

 

 

 

Тема:   Тестирование

на  уроках  информатики

как  эффективный  метод

контроля  и  обучения.

 

 

 

 

 

 

2002

1.Введение.

 

Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то необходимо тщательно продумывать методы и формы контроля и систематически осуществлять его. Без оценки процесс усвоения невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Однако важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке. Именно поэтому методы непрерывного и интенсивного контроля знаний являются существенными компонентами современной информационной технологии в образовании и тестирование - важнейший из них.

Педагогическое направление в разработке тестов появилось в начале прошлого столетия, а  в  последние десятилетия тесты знаний и способностей получили широкое распространение в различных областях общественно - экономической жизни в качестве инструмента диагностики уровня подготовленности выпускников школ, абитуриентов, студентов, специалистов. Появилось даже такое понятие как "тестовая культура", которое следует рассматривать не только как элемент педагогической культуры, но и культуры общества в целом. Поэтому очень важно сегодня привить навыки культуры тестирования учащимся, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование.

Важная роль тестов в современном учебном процессе уже давно не подвергается сомнению, так как тестирование позволяет получить объективную оценку уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить индивидуальный темп обучения, пробелы в текущей и итоговой подготовке учащихся. В сочетании с персональными ЭВМ и новыми программно-педагогическими средствами тесты помогают перейти к созданию современных систем обучения и контроля.

 Наблюдаемая тенденция расширения использования тестов как инструмента для измерения уровня обученности (педагогического измерения) в самых различных областях знаний связана еще и с тем, что тест является  достаточно  корректным и гуманным средством этого измерения.

В  последнее  время  идёт  подготовка  к  единому  государственному  экзамену, проводимому  в  форме  тестирования. В  связи  с  этим  возникает  потребность  в  применении  тестов  на  всех  этапах  обучения. Необходимо  вырабатывать  у  учащихся  умения  и  навыки  работы  с  различными  видами  тестов. 

Учителя информатики имеют неограниченные возможности для всестороннего использования компьютерного тестирования, одним из неоспоримых достоинств которого является немедленная обратная связь. Ученик, отвечая на вопрос, тут же получает информацию о верности своего ответа. А возможность повторного тестирования тут же толкает его на поиски правильных решений или ответов. К тому же компьютерные тесты позволяют исключить списывание благодаря возможности выводить вопросы случайным образом на экран и ограничивать время ответа на весь тест или на каждый вопрос в зависимости от его сложности. Разработка хорошего теста - весьма сложная задача. Она требует много времени и усилий на этапах его создания, зато готовый тест намного облегчает работу преподавателя и, главное, повышает качество процесса обучения и отрывает новые возможности для его совершенствования. Тесты не только позволяют в кратчайший срок проверить знания всех учащихся, выявить как пробелы при изложении учебного материала, так и трудности, возникающие при его усвоении, но и показывают учащимся, на каком реальном уровне они владеют материалом, и на каком уровне его нужно знать. Возможность на следующем уроке повторно пройти тестирование и улучшить отметку является отличным стимулом и заставляет их ещё раз проработать тему.

В  своей  работе  я  попробовала  проследить  решение  поставленной  мною  проблемы  в  рамках современной  педагогической  и  методической  теории  и  практики, а  также  в  рамках  учебного  заведения, а  именно  на  уроках  информатики. 

Применение  тестов  с    вопросами, расположенными  по  принципу  возрастания  сложности, даёт  возможность  проводить  дифференциацию  и  индивидуализацию  учебно-воспитательного  процесса, что  тесно  связано  с  методической  темой  нашей  школы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Научные основы тестовой технологии контроля знаний.

 

Понятие  педагогического  теста.

Для понимания сущности тестов важно разобраться в системе понятий. Первые научные труды по теории тестов появилась в начале ХХ века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук. Зарубежные психологи называют эту науку психометрикой), а педагоги - педагогическим измерением. Поскольку общего названия на русском языке пока нет, то мы будем придерживаться аванесовского варианта названия данной науки - тестология, которая может быть педагогической, психологической или социологической, в зависимости от того, где применяется и развивается.

         Интерпретация названия "тестология" проста и прозрачна: наука о тестах.

         Педагогическая тестология призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля подготовленности учащихся ("учащихся" в самом широком смысле этого слова, а не просто "школьников", как можно предположить).

Ключевыми понятиями  педагогической  тестологии являются измерение, тест, содержание и форма заданий, надежность и валидность результатов измерения.

В теории любой науки, важную роль играют исходные понятия. В тестологии - это понятие педагогическое (учебное) задание, которое можно определить как средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации учения, повышению подготовленности учащихся, а также повышению эффективности педагогического труда.

 

Педагогические задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции.

  1. Обучающие задания применяют учащиеся для активизации собственного учения, усвоения учебного материала, саморазвития, а также применяют педагоги для обучения учащихся. Все это свидетельствует об обучающем потенциале заданий.
  2. Контролирующие задания применяются, напротив, педагогом или проверяющими органами после окончания срока обучения, с целью диагностики уровня и структуры подготовленности.

 

Виды  тестов.

Дидактический тест предназначен для проверки результатов учебной деятельности учащихся. Результаты же отражают степень достижения целей обучения.

Тесты классифицируются по их основному назначению:

  1. Дидактический тест входного контроля предназначен для проверки уровня знаний и умений, необходимых для успешного освоения конкретной учебной темы. Используется в самом начале изучения темы для проверки базовых понятий, команд. Например, при изучении любого языка программирования необходимо, прежде всего, чтобы учащиеся хорошо знали команды системы программирования, при помощи которых они могут создать новый файл, отредактировать, записать на диск, скопировать блоки и др. В этом случае использование таких тестов стимулирует скорейшее запоминание учащимися новых команд.

 

  1. Тест тематического контроля - это тест для проверки уровня усвоения какой-то отдельной темы курса. Желательно, конечно, чтобы такой тест был для каждой изучаемой темы, но исходя из реальности нашей жизни, можно рекомендовать разрабатывать такие тесты хотя бы для самых важных, сложных и наиболее объемных тем. Я широко использую на своих уроках тесты такого типа вместо обычных зачетов по темам.

 

 

  1. Дидактические тесты рубежного контроля используются для проверки уровня овладения учениками учебного материала целых блоков, которые включают несколько тем. Они хорошо заменяют итоговые контрольные работы. Например: "Представление информации в компьютере".

 

  1. Дидактические тесты итогового контроля можно использовать для проверки уровня и качества освоения учащимися полного содержания информатики. Эти тесты проводятся в конце учебного курса и могут заменить экзамен.

Структура дидактического теста.

1) инструкции к проведению тестирования;
2) набора тестовых заданий;
3) ключа к тесту для проверки правильности его выполнения;
4) инструкции  и  алгоритма  для  подсчета  и  определения  результатов

тестирования.

Для того чтобы сконструировать любой тест, необходимо, прежде всего, определить цели применения теста, его вид и место в учебном курсе, контингент учащихся, для которых он предназначен, а затем, следует, разработка и оптимизация структуры учебного содержания, которое должен охватить тест.

Основой любого теста является тестовое задание, выполнение которого всегда позволяет дать ответ на вопрос, владеет или нет обучаемый тем учебным содержанием, которое заложено в данное тестовое задание. Поэтому каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом вне зависимости от его сложности.

Классификация тестовых заданий по форме.

1. Закрытые задания
2. Открытые задания
3. Задания на установление соответствия
4. Задания на установление правильной последовательности.

Любое тестовое задание состоит из трех основных частей: инструкции, текста задания и места ответа. Для каждой формы тестовых заданий в отношении этих частей имеется своя специфика.

 

Понятие эффективности теста.

Эффективным можно назвать тест, который лучше, чем другие тесты, измеряет знания испытуемых интересующего уровня подготовленности, с меньшим числом заданий, качественнее, быстрее, дешевле, и все это - по возможности, в комплексе.

          В определении эффективности теста обращается внимание на два ключевых элемента - это число заданий теста и уровень подготовленности испытуемых.

         Если из какого-либо теста с большим числом заданий сделать оптимальный выбор меньшего числа, то может образоваться система, не уступающая заметно по своим свойствам тесту со сравнительно большим числом заданий. Тест с меньшим числом заданий в таком случае можно называть сравнительно более эффективным.

          Легко понять практическую бесполезность того, чтобы давать слабым испытуемым трудные задания; большинство испытуемых, вероятнее всего, не сумеют правильно на них ответить. Так же обстоит дело и с легким тестом: его бесполезно (неэффективно) давать знающим испытуемым, потому что и здесь высока вероятность, но теперь уже правильных ответов, и потому практически все испытуемые получат по тесту одинаково высокий балл. И в том, и в другом случае испытуемые не будут различаться между собой.

         Самый эффективный тест - это тест, точно соответствующий по трудности заданий уровню подготовленности испытуемых


 

 

 

 

 

 

3.Разработка педагогических тестов

В практике преподавания предмета «Основы  информатики  и  вычислительной  техники»  я  использую тесты как для текущего контроля знаний в течение учебного года, так и для итогового контроля по завершению изучения дисциплины.

При разработке и применении  тестов  учитываю  такие  основные  моменты:

  • Основы классической теории педагогического тестирования.
  • Конструирование тестовых заданий по форме и по уровням мыслительной деятельности.
  • Методика разработки и применения педагогических тестов.
  • Основы математической обработки и интерпретации результатов педагогического тестирования.
  • Практика  использования  педагогических  тестов в России  и за рубежом.

 

В  своей  работе  использую  4 формы тестовых заданий:

  1. Задания закрытые - с выбором ответа.

Это наиболее распространенная форма тестовых заданий, так как требует меньше времени для выполнения, чем задания других видов. И, следовательно, эти тестовые задания позволяют наиболее быстро проводить контрольные опросы. Закрытое тестовое задание представляет собой вопрос с несколькими предлагаемыми вариантами ответа на него, только один из которых является правильным. Тестируемый должен выбрать один вариант, который считает верным. Я использую в своих тестах в основном такие типы заданий, но иногда несколько модифицирую их, предлагая выбрать не один, а несколько верных ответов. Это немного усложняет задание.

Как показывает опыт, само тестовое задание закрытой формы лучше всего формулировать в виде утверждений, а не вопросов, что позволяют избежать неоднозначности. Текст задания пишется заглавными буквами или, по возможности, выделяется пространственно. Оптимальное количество вариантов ответа - 4-7. Больше пяти вариантов обычно предлагают только для усиления обучающей функции теста, но в этом случае время, необходимое для ответа, нужно увеличить.

 

Пример тестового задания закрытой формы:
Выберите номер правильного ответа.
КОМПЬЮТЕР- ЭТО…
1. Механизм для обработки информации.
2. Устройство, способное выполнять вычисления.
3. Инструмент для хранения, обработки, передачи информации.
4. Прибор, который может управлять другими приборами.
5. Устройство для ввода и распечатки информации.

Тестовые задания закрытой формы часто считают наиболее легкими, но на самом деле при необходимости их всегда можно сделать более трудными, используя так называемые "ловушки" или увеличив количество правильных ответов в задании. "Ловушка" - это вариант ответа, очень похожий на правильный по какому-либо отдельному признаку, который предлагается вместе с действительно правильным ответом, внешне воспринимаемым менее привлекательно с точки зрения поверхностных или неполных знаний.
Очень важно выполнять все требования, предъявляемые к формулировкам заданий:

Во-первых, они не должны допускать многозначности их понимания.

Во-вторых, основная суть задания должна восприниматься с одного прочтения. Поэтому высказывания должны быть по возможности короткими, содержать не более одного придаточного предложения. Оптимальным количеством слов, терминов в формулировке задания можно считать 7+2(объем кратковременной памяти).

В-третьих, нежелательно формулировать задание в отрицательной форме.

 

  1. Задания открытые,  в  которых  необходимо  дополнить  фразу  1-3  словами.

Эти задания представляют собой текст, в котором пропущено какое-то слово, выражение, формула, термин. Место, в которое нужно вставить пропущенную информацию, обозначается многоточием либо подчеркивается сплошной линией.

 

Пример тестового задания открытой формы:
Вставьте пропущенное слово.
КАЖДЫЙ СИМВОЛ ЗАНИМАЕТ В ПАМЯТИ КОМПЬЮТЕРА ОДИН….


     Желательно, чтобы в задании было пропущено одно слово или знаковое выражение.

Задания открытой формы более трудные, так как они требуют самостоятельного воспроизведения ответа без какой-либо подсказки в виде вариантов для выбора. Но с помощью этих заданий можно проверить лишь знание команд, терминологии, фактов. Умение самостоятельно применять усвоенное в новых ситуациях, глубину понимания материала оценить при помощи этой формы заданий невозможно.

 

  1. Задания  на установление соответствия  между  двумя  группами  понятий.

Эти задания представляют собой два множества понятий, названий команд, характеристик, которые заданы в форме двух столбцов. Тестируемый должен установить содержательное соответствие между их элементами и выразить его в ответе с помощью установления соответствия между кодами элементов из разных столбцов. Инструкция к заданию этой формы: "Установите соответствие".

Текст самого задания состоит из двух частей: из названия самих столбцов и содержания самих столбцов с учебной информацией. Название столбцов обязательно пишется прописными буквами и выделяется пространственным расположением. Текст содержания столбцов пишется всегда строчными буквами, начиная с заглавной в каждом отдельном пункте столбца; пункты левого столбца удобнее всего обозначать арабскими цифрами с точкой, а пункты правого - русскими заглавными буквами с точкой.

 

Пример тестового задания на установление соответствия.


Установите соответствие между типами величин в Паскале и их значениями:

 

  ТИПЫ  ВЕЛИЧИН

  ИХ  ЗНАЧЕНИЯ

  1. Boolean

  A.   -1.25689

  2. Integer

  Б.   True

  3. Word

  В.   60145

  4. Real

  Г.    '5'

  5. String

  Д.   -15896521

  6. Longint

  Е.   'victory'

  7. Char

  Ж.  -12568

                     

Ответ: 1__ ,2___ ,3___ ,4___ ,5___ ,6___ ,7___ .

 

Место для ответов представляет собой последовательность цифр с пробелами, разделенными запятыми, где цифра обозначает соответствующий пункт из левой колонки, а пробел - то место, куда тестируемый должен вписать буквы в соответствии с выбираемым ответом. Время работы с тестовыми заданиями на установление соответствия в 4-5 раз больше, чем с заданиями закрытой формы.

По уровню трудности задания могут быть очень разными. Необходимо отметить высокий обучающий эффект, который дают задания на соответствия.

 

  1. Задания на установления правильной последовательности процессов, фактов и т.п.

В этих заданиях от тестируемого требуется определить правильную последовательность каких - либо команд, действий, событий, этапов, которые предлагаются в тестовом задании. Внешне эти задания очень похожи на задания на установление соответствия. Они также состоят из двух столбцов: в одном перечисляются названия событий, команд, этапов, для которых нужно определить правильную последовательность, а другой является местом для ответа. Эти задания обладают большим обучающим потенциалом.

 

Не рекомендуется давать более 10-12 названий этапов в заданиях такого типа, а также следует учитывать, что  выполнение  этих  заданий  требует  в  4-5

раз больше времени, чем задания закрытого типа.

Пример задания на установление правильной последовательности: 

 

Установите правильную последовательность.
 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ЭТАПОВ

ЭТАПЫ  РЕШЕНИЯ  ЗАДАЧИ  НА  ЭВМ

 

  A.   Создание алгоритма.

 

  Б.    Разработка тестов для программы.

 

  В.    Анализ результатов работы программы.

 

  Г.    Написание программы.

 

  Д.    Построение математической модели.

 

  Е.    Трансляция и выполнение программы.

 

  Ж   Уточнение математической модели

 

  З.    Отладка программы.

 

  И   Тестирование программы

 

Система оценивания всех заданий – одинаковая двухбалльная:

  • за полностью правильно выполненное задание учащийся получает 1 балл;
  • за задание  с ошибкой - 0 баллов;
  • отказ отвечать приравнивается к неправильному ответу.

Тестирование  проводится  в  двух  формах:

  • На специальных анкетах, которые учащиеся получают вместе с текстом задания. Перед тестированием проводится инструктаж: как работать с текстом задания и оформлять анкету с ответами. Время тестирования ограничено из расчета на выполнение каждого задания 1,5 - 2 мин.
  • Непосредственно  за  компьютером. По  окончании  работы  выдаются  результаты  тестирования  и  оценка.

 

Каждая  из  форм  даёт  в  своей  мере  возможность  учащимся  оценить  свои  знания  и  сделать  соответствующие  выводы.

Задания в тестах располагаются по принципу возрастания их трудности. Полные  примеры  некоторых  тестов  прилагаются  в  «Приложениях».

На данный момент существует довольно много тестирующих программных оболочек. Я предпочитаю пользоваться тестирующей оболочкой, которая позволяет в любом текстовом редакторе MS-DOS вводить тестовые задания и ключи к ним. Затем файл теста обрабатывается и содержание его становится недоступным для любопытных учеников. Защитой от списывания служит случайный порядок появления заданий на экране и ограничение по времени, меняющееся в зависимости от сложности задания. При выполнении теста на экран выводится очень важная для ученика информация о правильности ответа. В своих тестах я использую в основном задания закрытого типа.

 

 

4.Заключение.

 

Многолетний опыт применения компьютерных тестов на уроках доказал, что при использовании методически - грамотно написанных тестов значительно повышается учебная мотивация, познавательная активность учащихся и отсюда, как следствие, глубина усвоения материала.

У преподавателя в этом случае появляется возможность частого одновременного контроля знаний всех учащихся и освобождается время от проверки письменных работ для дальнейшего совершенствования своего профессионального мастерства, проведения индивидуальных консультаций и внеклассных мероприятий.

Практика показывает, что и сами ученики предпочитают тестирование другим методам контроля знаний, считая его наиболее объективным.

Систематическое использование тестов приучает учащихся к регулярным занятиям.

Объективные данные об уровне владения учебным материалом, получаемые по результатам тестирования и учеником, и учителем, формируют критичность к собственной деятельности и адекватную самооценку.

С помощью теста ученик достаточно конкретно может узнать, что ему ещё нужно изучить. Осознание этого повышает целенаправленность учебной деятельности.

 

В качестве приложения к работе приводятся 12 тестов по основным темам  информатики, которые могут использоваться как при компьютерном тестировании, так и при письменной проверке знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Список литературы:

 

1.  Стоунс Э.   Психопедагогика. Психическая  теория  и  практика  обучения. - М.:  Знание , 1984 .
 

2.  Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. - М. Иссл. центр, 1994.


3.  Аванесов В. С. Формы тестовых заданий. - М.: МИСиС ,1991.


4.  Бабушкина И.А. Практикум по Турбо Паскалю. - М.: АБФ, 1998.


5.  Мальцев А. В.  Педагогическое тестирование: за и против. - Уральский университет,  1988, № 7, 28 апреля.

 

6. Мальцев А. В.  О классификации педагогических тестов. - Тезисы  докладов  первой  областной научно-практической конференции 5-6 января 1998. Екатеринбург: ИРРО, 1998, c.5-6.

 

7.  Мальцев А. В. О культуре использования тестов. - Учитель.1997, № 4.

 

8.  Мальцев А. В. Тестовая технология контроля знаний - Учебно-методическое пособие.   Екатеринбург - Уральский институт образования взрослых, 1997.

 

9.  Мальцев А. В. Конструирование тестовых заданий - Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Урал ИОВ, 1998.

 

10. Разработка и применение дидактических тестов в обучении: Методические указания по курсу "Психолого-педагогическая диагностика в обучении" Составитель Исаев А.П. - Екатеринбург: изд-во УГТУ-УПИ ,1993.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая  аннотация  к  работе.

 

Важная роль тестов в современном учебном процессе уже давно не подвергается сомнению, так как тестирование позволяет получить объективную оценку уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить индивидуальный темп обучения, пробелы в текущей и итоговой подготовке учащихся. В сочетании с персональными ЭВМ и новыми программно-педагогическими средствами тесты помогают перейти к созданию современных систем обучения и контроля.

 Наблюдаемая тенденция расширения использования тестов как инструмента для измерения уровня обученности (педагогического измерения) в самых различных областях знаний связана еще и с тем, что тест является  достаточно  корректным и гуманным средством этого измерения.

В  последнее  время  идёт  подготовка  к  единому  государственному  экзамену, проводимому  в  форме  тестирования. В  связи  с  этим  возникает  потребность  в  применении  тестов  на  всех  этапах  обучения. Необходимо  вырабатывать  у  учащихся  умения  и  навыки  работы  с  различными  видами  тестов. 

В  своей  работе  я  попробовала  проследить  решение  поставленной  мною  проблемы  в  рамках современной  педагогической  и  методической  теории  и  практике, а  также  в  рамках  учебного  заведения, а  именно  на  уроках  информатики.  Применение  тестов  с    вопросами, расположенными  по  принципу  возрастания  сложности, даёт  возможность  проводить  дифференциацию  и  индивидуализацию  учебно-воспитательного  процесса, что  тесно  связано  с  методической  темой  нашей  школы. 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение……………………………………………….……..стр.1-2

2.Научные основы тестовой технологии контроля знаний:

  • Понятие  педагогического  теста………………………..стр.3
  • Виды  тестов…………………………………………....стр.3-5
  • Понятие  эффективности  теста…………………………стр.5

3.Разработка и применение тестов в учебном процессе…….стр.6-9

  1. Заключение……………………………………………………стр.10
  2. Список  литературы…………………………………………..стр.11
  3. Приложения:
  • Приложение 1…………………………………………….стр.1
  • Приложение 2……………………………………….……стр.2
  • Приложение 3……………………………………….……стр.3
  • Приложение 4……………………………………….……стр.4
  • Приложение 5……………………………………….……стр.5
  • Приложение 6……………………………………….……стр.6
  • Приложение 7……………………………………….……стр.7
  • Приложение 8……………………………………….……стр.8
  • Приложение 9……………………………………….……стр.9
  • Приложение 10………………………………………….стр.10
  • Приложение 11………………………………………….стр.11
  • Приложение 12………………………………………….стр.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Katerina (24.01.2017)
Просмотров: 108 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Сертификат на никнейм Katerina-ua, зарегистрирован на Шафранская Екатерина Анатольевна
    Зарегистрируй свой никнейм
    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляется системой uCoz