КАТЕРИНА
Главная | Регистрация | Вход
Среда, 20.09.2017, 03:20
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Аналитическая справка: Внедрение современных педагогических технологий в обучение и воспитание учащихся, 2006 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

города Бавлы Республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель   первой

квалификационной категории

Шафранская Екатерина Анатольевна

 

 

 

 

Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины - информатики. В процессе изучения информатики Е.А.Шафранская старается не только научить учащихся работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего мира. В современной школе нет более трудной профессии. Необходимость каждые два года начинать все с нуля не знакома преподавателям других дисциплин. Учитель информатики вынужден непрерывно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ, за непрерывно меняющимися методами работы с ними. Уже на первых уроках ученики начинают понимать, что общение с компьютером не развлечение, а сложный интеллектуальный труд.

Шафранская Екатерина Анатольевна активно занимается поиском оптимальных путей использования всех возможностей современного урока, придавая особое значение пробуждению творческой активности учащихся, развитию их способности самостоятельно мыслить, формированию эмоциональной восприимчивости школьников, освоению новых информационных технологий. За время работы в школе зарекомендовала себя как творческая личность. В ней естественно сочетаются методическое мастерство, педагогический такт, прекрасное знание психологии детей. Педагогика сотрудничества, индивидуальный подход, требовательность к учащимся на базе еще большей требователь­ности к себе – вот неполный перечень ее подхода к работе.

Учителя отличает творческий подход к делу, компетентность, постоянное стремление к совершенствованию методического мастерства, высокий уровень преподавания. Екатерина Анатольевна в  совершенстве  владеет  понятийным  аппаратом  курса  информатики.  Учитель целенаправленно ведёт работу по формированию умений и навыков учебного труда,  отработки технических знаний по предмету.

Процесс преподавания школьного курса информатики включает  три основные задачи:

1)усвоение системы понятий, связанных с формированием у учащихся представлений об информатике как о фундаментальной науке;

2)овладение учащимися конкретными навыками использования информационных технологий в различной области деятельности;

3)формирование у учащихся кроме общечеловеческих ценностей, таких качеств как информационная культура, информационная этика, бережное отношение к технике и источникам информации, правовая культура.

Создавая ситуации интеллектуального затруднения, учитель умело направляет мыслительную деятельность учащихся, формируя и развивая у них навыки анализа, синтеза и сравнения. На уроках  идёт постоянная опора на межпредметные связи, реализация которых способствует повышению уровня усвоения понятий, ускоряет процесс формирования у учащихся интеллектуальных умений и практических навыков. Учителем разработан цикл интегрированных занятий. Вызывают интерес, развивают творческую активность учащихся, способствуют выработке позитивного отношения к предмету нетрадиционные формы уроков: уроки-презентации, уроки-рекламы, уроки-ярмарки. Екатерина Анатольевна стремится к тому, чтобы ученики максимально реализовывали себя, для чего учитель ставит цели, ориентированные на максимум возможностей учащихся.

Каждый урок по любой теме начинается с постановки практической задачи. Например, подготовка реферата, создания табеля своих оценок, представление своего проекта. При решении практической задачи учащиеся сами определяют потребность в теоретических знаниях. При объяснении новой темы, в нужный момент задаются вопросы классу: «А почему это происходит? Как вы думаете?» В своих ответах учащиеся пользуются имеющимися сведениями, но при этом убеждаются в неполноте своих знаний по изученной теме. Иногда учитель указывает на ограниченность школьного учебного материала: например, многие учебники по информатике не содержат сведения о последних достижениях в сфере информационных технологий. Всё это приводит учащихся к необходимости более глубокого ознакомления с новым материалом. Они задают множество вопросов и стремятся получить на них ответы. Довольно часто при объяснении нового материала используются ответы более подготовленных ребят. И, хотя основная часть объяснения нового материала дается учителем, учащиеся активно работают на уроке. Большое внимание Екатерина Анатольевна уделяет применению на уроках компьютерных обучающих программ, электронных вариантов учебников. Широко использует ресурсы сети Интернет, материалы сайтов по информатике. Такие уроки дополняют традиционные, вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, а значит, способствуют совершенствованию учебного процесса. Применение информационных ресурсов позволяет организовать и моделировать поисковую деятельность учащихся на уроке, формировать у каждого из них умения и навыки самостоятельно добывать знания, развивать такие качества личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность.  После приобретения мультимедийного проектора появилась возможность наглядно иллюстрировать новый материал, коллективно просматривать работы учащихся.

В своей работе учитель довольно часто практикует различные виды зачётов: текущий и тематический, зачёт-практикум, дифференцированный зачет и т.д. Вместо традиционных уроков повторения перед контрольной работой, зачётом, перед экзаменом проводит целевые консультации. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: общеклассные, групповые, индивидуальные. Уроки-консультации позволяют узнать учеников с лучшей стороны, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать и помочь тех, кто испытывает затруднения.

В последнее время Е.А.Шафранская внедряет в свою практику метод проектов -  использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.Проект выполняется часто параллельно с освоением работы с необходимыми программными продуктами и техническими средствами. Примером таких проектов могут служить:

• Web-страницы по различной тематике, выполненные с использованием современных HTML редакторов,

• презентации по избранной тематике, выполненные с использованием презентационной программы Power Point.

Особенностью этих проектов является необходимость интеграции знаний учащихся в различных областях. Очень часто тематика проектов связана с областью будущих профессиональных интересов молодого человека, или совсем наоборот, работа над проектом вызывает дополнительный интерес к исследуемой теме.

Достоинствами проектного метода являются такие аспекты:
• повышение мотивации в получении дополнительных знаний не только по предметам, изучаемым по программе,

• получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации, в том числе с использованием средств Интернет,

• повышение самооценки,

• предоставление возможности самореализации,

• развитие творческих способностей,

• воспитание умения работать в коллективе, как в качестве лидера, так и рядового члена команды,
• получение навыков поведения как в роли критикующего, так и в роли критикуемого. 

В процессе создания проекта учащийся проявляет свои общеучебные умения и навыки,

• способность к методичной работе и самоорганизации;

• самодисциплина;

• желание делать свою работу качественно;

• умение работать с разного типа текстами;

• коммуникативные навыки;

• умение отбирать информацию из разных источников;

• планирование своей работы и времени;

• представление результатов своей работы (презентация);

• анализ и рефлексия.

Не меньшее значение играет социальная направленность проекта. Персональный проект должен быть нацелен на использование его конкретным человеком, и ученик должен аргументировано объяснить, кто и как будет его проектом пользоваться. Персональный проект можно рассматривать как опыт по ранней профессионализации, так как ученики часто выбирают темы проектов в той области, в которой они хотели бы получить дальнейшее образование и профессию. Соответственно, результатом этой работы может быть самоопределение ученика по отношению к этой профессии.

Важная роль компьютерных тестов в современном учебном процессе уже давно не подвергается сомнению, так как тестирование позволяет получить объективную оценку уровня знаний, умений и навыков, выявить индивидуальный темп обучения, пробелы в текущей и итоговой подготовке учащихся. В сочетании с персональными ЭВМ и новыми программно-педагогическими средствами тесты помогают перейти к созданию современных систем обучения, контроля  и  коррекции знаний учащихся. Методическая тема Е.А.Шафранской – «Компьютерное тестирование на  уроках  информатики как  эффективный  метод контроля,  обучения и коррекции знаний  учащихся». Она тесно переплетается с методической темой школы «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса».

Систематическое внедрение и применение выше описанных форм, методов и средств обучения позволило учителю за время преподавания информатики разработать и собрать по всем темам школьного курса информатики различные методические пособия, тематические планы, подробные лекции для каждого занятия с описанием целей и результатов, дидактические материалы, тесты и тестирующие оболочки, электронные пособия и обучающие программы. (Приложения №13-14)

Екатерина Анатольевна активно работает над внедрением в практику своей работы здоровьесберегающих технологий:

  • культурологическую  здоровьесберегающую технологию – арттерапию,
  • физкультминутки,
  • тренинги для снятия физического и психологического напряжения, 
  • зрительные тренажеры для профилактики зрительного утомления.

Динамика учебных достижений обучающихся

за последние три года

Благодаря высокой профессио­нальной компетентности, творческому подходу к преподаваемому предмету, четкому и интересному изложению учебного материала, широким использованием средств нагляд­ности, современных образовательных технологий в течение многих лет Шафранская Е.А. добивается высоких результатов в обучении учащихся. Так при полной 100 %-ной успеваемости, отслеживается положительная динамика  учебных достижений учащихся. Для примера ниже рассмотрены данные по качеству знаний и уровню обученности, рассчитан­ные на основе итоговых оценок успеваемости по отдельным потокам (при переводе детей из класса в класс). 

 

Качество знаний и уровень обученности  по отдельному потоку учащихся

за школьный курс информатики  2002-2003, 2003-2004 учебные годы:

 

 

Класс

Качество знаний

Уровень обученности

2002-2003

учебный год

10 класс

2003-2004

учебный год

11 класс

2002-2003

учебный год

10 класс

2003-2004

учебный год

11 класс

А

63%

63%

62%

62%

Б

95%

100%

76%

78%

В

65%

73%

60%

64%

Г

79%

89%

62%

65%

 

Качество знаний и уровень обученности по отдельному потоку учащихся

за школьный курс информатики 2003-2004, 2004-2005 учебные годы:

 

 

Класс

Качество знаний

Уровень обученности

2003-2004

учебный год

10 класс

2004-2005

учебный год

11 класс

2003-2004

учебный год

10 класс

2004-2005

учебный год

11 класс

А

82%

81%

64%

75%

Б

59%

84%

56%

66%

В

75%

95%

71%

85%

Г

26%

54%

44%

53%

 

Эти же данные отражены на диаграммах:

  • Динамика качества знаний учащихся отдельного потока учащихся за школьный курс информатики - 2002-2003, 2003-2004 учебные годы                              (Приложение №1).
  • Динамика уровня обученности учащихся отдельного потока учащихся за школьный курс информатики - 2003-2004, 2004-2005 учебные годы                      (Приложение №2).
  • Динамика качества знаний каждого учащегося отдельного потока за школьный курс информатики - 2002-2003, 2003-2004 учебные годы                              (Приложение №3).
  • Динамика качества знаний каждого учащегося отдельного потока за школьный курс информатики - 2003-2004, 2004-2005 учебные годы                              (Приложение №4).

  С каждым годом растет интерес учащихся к информатике. Исходя из этого, прослеживается  положительная динамика роста числа учащихся, принимающих участие в первом (школьном) туре олимпиады:

Участие учащихся в школьном туре олимпиады 

 

класс

2002-2003 учебный год

2003-2004 учебный год

2004-2005 учебный год

Всего

учащихся

Приняло

участие

Всего

учащихся

Приняло

участие

Всего

учащихся

Приняло

участие

10 класс

83

8

83

9

80

9

11 класс

96

12

83

14

83

16

всего

179

20

166

23

163

25

% участников

11%

14%

15%

 

 

Число учащихся, участвующих в олимпиадах муниципального (районного) уровня в количественном отношении постоянно, так как в соответствии с «Положением о Всероссийской олимпиаде школьников» на втором (муниципальном) этапе могут принимать участие только призеры первого этапа, т.е. от каждой параллели класса каждой школы по одному участнику.  Информатику учащиеся изучают только в 10-11 классах,  программирование изучается в середине 10 класса. Так как олимпиада по информатике сводится на муниципальном и региональном уровнях к олимпиаде по программированию, то в конце учебного года учитель проводит предварительный этап среди учащихся 9 классов с целью выявления тех, кто знаком с программированием. Это дает учителю сформировать команду к олимпиаде муниципального уровня следующего года заранее и начать к ней подготовку с начала следующего учебного года.

Результаты участия в олимпиадах по программированию муниципального и регионального уровней за последние пять лет   (Приложение №5):

2001-2002 учебный год

Муниципальный уровень: 10 класс – Подавалов Антон – I место

Региональный уровень:     10 класс – Подавалов Антон – участие

2002-2003 учебный год

Муниципальный уровень: 10 класс – Подавалов Антон – I место

                                             10 класс – Шагиев Ленар -  II место

Региональный уровень:     10 класс – Шагиев Ленар –V место

2003-2004 учебный год

Муниципальный уровень: 10 класс – Камалиев Искандер – I место 

Региональный уровень:     10 класс – Камалиев Искандер – участие

2004-2005 учебный год

Муниципальный уровень: 10 класс – Мухамедьяров Рустем – III место

2005-2006 учебный год

Муниципальный уровень: 10 класс – Шайхутдинов Дамир – II место

Региональный уровень:     10 класс – Шайхутдинов Дамир – участие

 

Число учащихся, сдающих  экзамен по выбору по информатике, с каждым годом увеличивается (Приложение №6).   При этом увеличивается количество и повышается качество творческих работ по информатике. Для сравнения прилагаются проекты учащихся      

Сравнительная характеристика отдельных проектов (Приложение №7):

 

№ п/п

Год

Название проекта

Характеристика проекта

1.

2002-2003

уч.год

Web-страница «Информатика»

  • Использованы элементарные навыки создания Web-страницы.
  • Дизайн сравнительно простой, минимум графики.
  • Объем информации строго соответствует изученному на уроках информатики.

 

2005-2006

уч.год

«Уроки веб-мастерства»

  • Использованы все возможности создания Web-страницы, Web-сайта.
  • Продуманный дизайн, графика, информация.
  • Объем информации выходит за рамки изученного на уроках информатики.
  • Присутствуют практические задания и методика их проведения, возможность проверить свои новые знания.

2.

2003-2004

уч.год

Презентация

«Наш 11Г класс»

  • Презентация содержит информацию о классе.
  • При создании использованы элементарные возможности Microsoft Рower Point.
  • Информация получена с помощью сканирования.

 

2005-2006

уч.год

Презентация

«Привет! Я ваш проводник по 11Г классу!»

 

  • Презентация содержит информацию о классе.
  • При создании использованы все  возможности Microsoft Рower Point.
  • Информация получена с помощью сканирования.
  • При создании использованы анимационные объекты, музыкальное сопровождение, различные эффекты.
  • Содержание презентации более насыщенное.

 

Участие школьников в итоговой аттестации

 

 

2002–2003

учебный год

 

 

2003–2004

учебный год

 

2004–2005

учебный год

 

2005–2006

учебный год

 

5 учащихся

 

 

11 учащихся

 

10 учащихся

 

Предварительно

15 учащихся

 

Таким образом,  показатели участия детей в школьном туре олимпиады, итоговой аттестации свидетельствуют о росте мотивации к изучению предмета.

 

Результаты внеурочной деятельности по учебным предметам

Удовлетворение запросов интересов школьников, развитие их склонностей и дарований, поддержание устойчивого интереса к предмету осуществляется в значительной степени через внеклассную работу, ведь на уроке учитель ограничен школьной программой и временем. Внеклассные занятия, в свою очередь, оказывают положительное влияние и на классные занятия: учащиеся, члены кружков, более тщательно, углубленно изучают учебный материал, читают дополнительную литературу, осваивают новые программы.

В 2004-2005 учебном году Е.А.Шафранская вела кружок «Юный программист» (Приложение8), «Кружок любителей информатики». Члены кружка регулярно выпускают предметную газету,  в рамках традиционных недель информатики помогают в  организации внеклассных мероприятий, проведении различных  конкурсов  по  решению  шарад, ребусов  и  кроссвордов по  информатике. (Приложение9). Параллельно учитель ведет индивидуальную работу с одаренными детьми, и именно это направление работы дает наиболее ощутимые результаты: учащиеся занимают призовые места на олимпиадах  и в конкурсах муниципального и регионального уровня. (Приложение5)

С целью профессионального самоопределения школьников в 2005-2006 учебном году для учащихся  9-х классов введены элективные курсы по информатике (Приложение №10):

  • «Использование Microsoft Рower Point в проектной деятельности учащихся».
  • «Начинающий издатель».

Данные курсы ориентированы на учащихся, имеющих элементарные навыки работы с компьютером. Наиболее продуктивным методом в обучении элективным курсам по информатике является метод учебных проектов, основанный на исследовательской деятельности учащихся. Основной тип занятий – практикум. Содержание курса предполагает самостоятельную работу учащихся с разными источниками информации, включая  сеть Интернет. При организации занятий создаются ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую работу и принять участие в работе группы. Изучение нового материала носит сопровождающий характер, ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – в данном случае презентации и газеты. Элективные курсы способствуют выявлению интересов ребенка, развитию творческого потенциала, расширению кругозора учащихся, ориентации учащихся в мире профессий. Выполнение работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой. (Приложение11)

Проводимая учителем работа способствует развитию устойчивого интереса к информатике, коллективизма у учащихся, творческой активности, всестороннему развитию личности ребенка.

 

Использование современных образовательных технологий,

 в том числе информационно-коммуникационных,

в процессе обучения предмету и  в воспитательной работе

            Традиционное образование ориентируется на всестороннее развитие всех учеников, при этом, забывая, что все учащиеся имеют от рождения разные способности. В своей работе учитель постепенно уходит от традиционных форм и методов обучения, а больше применяет личностно-ориентированные технологии обучения информатике. Один из творцов теории личностно-ориентированного образования А. Маслоу писал, что человек стремится проявить себя в том, к чему он потенциально способен. А компьютерная среда предоставляет ученику возможность реализовать свои стремления и способности в самых разнообразных видах деятельности.

Е.А.Шафранская работает над внедрением в практику своей работы проектного метода обучения на основе интеграции информатики с другими школьными предметами. «Метод проектов» предполагает, что учащийся или группа учащихся выполняют весь объем запланированных работ от начала и до конца: выбирают тему, разрабатывают, внедряют и при необходимости дорабатывают. «Метод проектов» характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, самостоятельности в процессе работы и установлением равноправного партнерства между учителем и учеником. Вместе с тем, работая в составе группы, учащиеся приобретают опыт взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, учатся использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно получать новые знания, организовывать свою деятельность и анализировать ее результаты. Опыт применения «метода проектов» позволяет выделить следующие основные этапы:  выбор темы проекта, моделирование, реализация, анализ, защита, внедрение проекта, усовершенствование или доработка. Такой подход позволяет формировать навыки исследовательской и коллективной работы, дает большую свободу для творчества учащихся. Четко прослеживается тенденция повышения уровня обученности от темы к теме, а также определенное увеличение уровня обученности при использовании технологии по сравнению с традиционной системой обучения. Кроме этого, последние занятия по некоторым разделам информатики, предусматривают защиту индивидуального мини-проекта учащегося. Например, после изучения темы «Текстовый редактор Word» предлагаются учащимся следующие творческие задачи: выпустить мини-газету  по школьному предмету, оформить грамоту, титульную страницу и аннотацию учебника информатики и др. При выборе темы проекта учитель нацеливает учащихся на интегрированный подход к работе. Например, при создании презентации можно выбрать тему «Мой любимый поэт-лирик». Изучая творчество С.Есенина на уроках литературы, учащиеся могут перенести свои знания на уроки информатики.  Такие задачи позволяют индивидуализировать учебный процесс, дают возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Если проект создается в конце учебного курса предмета, включает в себя электронное решение, текстовое описание и устное выступление, то защита такого проекта принимается как выпускной экзамен по выбору по информатике (Приложение7).

В целом, все проекты  учащихся можно разделить на несколько групп:

1. Пособия для уроков и проведение занятий с их использованием. Это самая популярная форма проекта. Часто социальным адресатом планируется учитель, а конечными потребителями проектов являются ученики.

2. Пособия и справочники, не относящиеся непосредственно к академическим предметам. Например, создание Web-сайта  «Бавлинская школа №6: вчера, сегодня, завтра», Web-сайта «Мой любимый город».

3. Занятия и игры с детьми. Например - игровая лекция для учащихся. Целью этого проекта являлось обучение детей правилам безопасного поведения при взаимодействии с незнакомыми людьми на улице.

Методическая тема Е.А.Шафранской – «Компьютерное тестирование на  уроках  информатики как  эффективный  метод контроля,  обучения и коррекции знаний  учащихся». В своей работе учитель применяет тесты   по их основному назначению:

  • Дидактический тест входного контроля предназначен для проверки уровня знаний и умений, необходимых для успешного освоения конкретной учебной темы. Используется в самом начале изучения темы для проверки базовых понятий, команд. Например, при изучении любого языка программирования необходимо, прежде всего, чтобы учащиеся хорошо знали команды системы программирования, при помощи которых они могут создать новый файл, отредактировать, записать на диск, скопировать блоки и др. В этом случае использование таких тестов стимулирует скорейшее запоминание учащимися новых команд.
  • Тест тематического контроля - это тест для проверки уровня усвоения какой-то отдельной темы курса. Тесты такого типа применяются вместо обычных зачетов по темам.
  • Дидактические тесты рубежного контроля используются для проверки уровня овладения учениками учебного материала целых блоков, которые включают несколько тем. Они хорошо заменяют итоговые контрольные работы. Например: "Представление информации в компьютере".
  • Дидактические тесты итогового контроля можно использовать для проверки уровня и качества освоения учащимися полного содержания информатики. Эти тесты проводятся в конце учебного курса и могут заменить экзамен.

Разработка хорошего теста - весьма сложная задача. Зато готовый тест намного облегчает работу преподавателя и, главное, повышает качество процесса обучения и открывает новые возможности для его совершенствования. Учителя информатики имеют неограниченные возможности для всестороннего использования компьютерного тестирования. Применяя  тесты  с    вопросами, расположенными  по  принципу  возрастания  сложности,  учитель имеет возможность  проводить  дифференциацию  и  индивидуализацию  учебно-воспитательного  процесса. Также Екатерина Анатольевна уделяет внимание обучающей функции тестирования — коррекции и разбору полученных ошибок, так как при самостоятельной работе особенно важным становится именно самоконтроль. Для самоконтроля и своевременного выявления пробелов при самостоятельном изучении курса применяет  встроенные в электронные учебные пособия небольшие тесты традиционной структуры: вопрос и несколько ответов, из которых надо выбрать один. Обычно тесты располагаются в конце соответствующих разделов, и для перехода к следующему разделу надо ответить на вопросы теста. В случае неверного ответа учащийся может либо вернуться к тестированию, либо по ссылке перейти на ту часть учебника, где содержится плохо усвоенный материал, и повторить его, а потом вернуться к тестированию. По окончании тестирования никакая оценка не выставляется, просто учащийся, успешно прошедший тест (число попыток роли не играет) может переходить к изучению следующего раздела.

В  своей  работе  Е.А.Шафранская в основном использует тестовые задания закрытой формы – с выбором ответа. Это наиболее распространенная форма тестовых заданий, так как требует меньше времени для выполнения, чем задания других видов. И, следовательно, эти тестовые задания позволяют наиболее быстро проводить контрольные опросы. Закрытое тестовое задание представляет собой вопрос с несколькими предлагаемыми вариантами ответа на него, только один из которых является правильным.

Пример тестового задания закрытой формы:

Выберите номер правильного ответа: КОМПЬЮТЕР- ЭТО…
1. Механизм для обработки информации.
2. Устройство, способное выполнять вычисления.
3. Инструмент для хранения, обработки, передачи информации.
4. Прибор, который может управлять другими приборами.
5. Устройство для ввода и распечатки информации.

Кроме тестовых заданий закрытого типа иногда применяет так называемые задания открытого типа,  в  которых  необходимо  дополнить  фразу  1-3  словами. Эти задания представляют собой текст, в котором пропущено какое-то слово, выражение, формула, термин.

Например: Вставьте пропущенное слово.

КАЖДЫЙ СИМВОЛ ЗАНИМАЕТ В ПАМЯТИ КОМПЬЮТЕРА ОДИН….

Задания открытой формы более трудные, так как они требуют самостоятельного воспроизведения ответа без какой-либо подсказки в виде вариантов для выбора. Но с помощью этих заданий можно проверить лишь знание команд, терминологии, фактов. Умение самостоятельно применять усвоенное в новых ситуациях, глубину понимания материала оценить при помощи этой формы заданий невозможно. Задания открытого типа иногда порождают ответы, которые формально трудно оценить ни как правильные, ни как неправильные. При компьютерном тестировании вторая форма тестов трудно реализуется. Можно порекомендовать следующую методику: провести сначала письменный тест с открытой формой заданий, а в дальнейшем из ответов на этот тест можно составить варианты ответов для проведения компьютерного теста закрытого типа. При этом следует иметь в виду, что неправильные варианты ответов должны быть правдоподобными. Удачно составленные задания отвлекают внимание примерно половины испытуемых, не знающих правильного ответа на вопрос.

К сожалению, низкая оснащенность школ компьютерной техникой и  несовершенство программных средств является существенным препятствием развития компьютерного тестирования. Учителя не устраивает во многих готовых тестах их содержание, уровень сложности, несоответствие программному материалу. Большинство тестов могут быть использованы только для итогового тестирования за определенный курс, а в повседневной работе нужно проводить текущее тестирование по очень широкому спектру изучаемого материала. Для этого учителю необходимо создавать свои тесты, т.е. надо иметь специальную программу для подготовки тестов. Программы эти должны отвечать требованиям, главные из которых: простота использования, применимость различных схем тестирования, наглядность, удобная форма обработки результатов тестирования. В настоящее время написаны сотни  программ для тестирования, но многие из них имеют ряд недостатков:

  • большинство программ жестко связаны с конкретным учебным материалом и не применимы для других предметов;
  • плохо продуманный интерфейс;
  • ряд программ сложны в освоении, не работают в сети,  что исключает возможность оперативного применения преподавателями;
  • в условиях России большинство программ не являются лицензионно-чистыми и не могут применяться для образовательной деятельности;
  • лицензионные программы,  в свою очередь, слишком дорогостоящие и в большинстве случаев недоступны.

Е.А.Шафранская использует тестирующие оболочки, которые позволяют в любом текстовом редакторе вводить тестовые задания и ключи к ним. Защитой от списывания служит случайный порядок появления заданий на экране и ограничение по времени, меняющееся в зависимости от сложности задания. За время работы над данной методической темой учителем собрана немалая база тестовых заданий, подобрано программное обеспечение для проведения компьютерного тестирования и обработки ответов (Приложение №12). Применение компьютерного тестирования на уроках информатики дает возможность учащимся за время обучения в школе подготовиться к тестированию разного рода, что совершенно необходимо им в свете грядущего единого государственного экзамена.

Екатерина Анатольевна активно работает над внедрением в практику своей работы здоровьесберегающих технологий. Схематично, модель работы технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает три этапа. На первом учитель сообщает ученикам информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким расчётом, чтобы стимулировать (спровоцировать) вопросы учащихся. На втором этапе учащиеся задают вопросы. На третьем – учитель на них отвечает. Поощряется как задавание вопросов, так и попытки ответить на вопрос – чужой или свой собственный. Сравнение этой технологии с традиционной (в рамках одной программы и при одинаковом временном ресурсе) показало снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объёма материала. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворённостью от урока, как у учителя, так и у учеников. Всё это – подтверждения здоровьесберегающего эффекта указанной технологии. Необходимое условие здоровьесбережения – творческий характер образовательного процесса

Также Е.А.Шафранская использует культурологическую  здоровьесберегающую технологию – арттерапию. Арттерапия - это здравоохранительная инновационная технология, один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. В результате повышаются адаптационные возможности детей в повседневной жизни и в школе, снижается утомление и негативные эмоциональные состояния, и их проявления, связанные с обучением. «Исцеляющими» факторами является групповая сплоченность и поддержка. У учащихся формируется командный дух и чувство ответственности за общее дело. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся.

Гигиенические требования  использования учащимися персональных компьютеров приобретают день ото дня все большую актуальность: при несоблюдении гигиенических требований вредное воздействие происходит на зрительный анализатор, вызывая ухудшение зрения и психофизическое утомление. Необходимо учитывать также электромагнитное излучение и воздействие ионизирующей радиации.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки, тренинги для снятия физического и психологического напряжения,  зрительные тренажеры для профилактики зрительного утомления. (Приложение №15). Непрерывная длительность занятий с ПК не превышает для учащихся 10 - 11 классов – на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут. Работа на компьютере проводится в индивидуальном темпе и ритме. Учитель помогает учащимся выработать подходящий для них темп работы. Все эти моменты положительно сказываются на выполнении важнейших санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса. Кабинет информатики имеет Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии кабинета информатики нормам СанПиНа (Приложение №16).

 

Обобщение и распространение

собственного педагогического опыта

Обобщение опыта на муниципальном уровне: Е.А.Шафранская неоднократно выступала с  обобщением опыта на заседаниях методического  объединения  учителей  информатики школ  Бавлинского  района  и  г.Бавлы по темам: «Работа  с  одарёнными  детьми. Проблемы, поиски  и  решения», «Дифференцированный  подход  при  тестировании  на  уроках  информатики». Также с  опытом  работы учителя коллеги смогли  познакомиться на открытых уроках в ходе творческого отчета, на котором учителем был дан открытый  урок  «Диаграммы  в  электронных  таблицах» и показано открытое  внеклассное  мероприятие  «Любовь  с  первого  взгляда … к  информатике» (2002г.)   (Приложение №17).

Нельзя недооценивать роль проектов в реализации межпредметных связей. Очевидно, что для проведения этой работы недостаточно усилий только учителя информатики, поэтому к этой работе привлекаются учителя-предметники, заинтересованные в применении и внедрении информационных технологий на своих уроках. С целью распространения наработанного опыта в марте 2006 года в ходе районного семинара для учителей информатики школ Бавлинского  района  и  г.Бавлы Е.А.Шафранская провела интегрированный урок информатики и географии – научно-практическую конференцию «Семья будущего» и внеклассное мероприятие – игру «Самый умный по информатике» (Приложение №18). Урок стал завершающим этапом исследований учащихся под руководством Е.А.Шафранской  и учителя географии  Е.В.Халяповой по проблеме «Семья будущего». Под руководством Е.А.Шафранской  и учителя истории Г.Г.Манзуллиной  учащиеся 11 класса разрабатывали проекты-презентации «Исторические личности». Успешно применяется учителями школы разработанная Е.А.Шафранской программа игры «Самый умный». Так были проведены внеклассные мероприятия в 4Б классе – игра «Самый умный 4Б класса» (учитель А.Р.Саитова) и игра «Самый умный и эрудированный» (Приложение №19). Успешно применяются, разработанные в тесном сотрудничестве учащихся  и учителей школы электронные приложения к различным урокам. И хотя, проектам учащихся трудно конкурировать на рынке компьютерных программ с современными мультимедийными комплексами, они вполне отвечают тем локальным целям и задачам, для решения которых и были созданы.

Параллельно с освоением метода проектов Е.А.Шафранская активно внедряет в учебный процесс технологию компьютерного тестирования и диагностики. Каждый год учителем проводится профориентационное и психологическое тестирование с целью определения способностей учащихся, их предпрофильного самоопределения. Завершается работа по созданию пособия «Компьютерное тестирование на уроках информатики», что является обобщением опыта учителя по методической теме «Тестирование  на  уроках  информатики  как  эффективный  метод  контроля  и  обучения».

Обобщение опыта на региональном уровне: Екатерина Анатольевна выступила на  курсах  повышения  квалификации учителей информатики при ИПКРО РТ в г.Казань с рефератом «Тестирование  на  уроках  информатики  как  эффективный  метод  контроля  и  обучения» и отлично защитила квалификационную работу по этой же теме перед аттестационной комиссией (2002г.) (Приложение №20).

В ходе районного конкурса «Учитель года РТ -2006» Е.А.Шафранская провела интегрированный урок информатики и географии – научно-практическую конференцию «Семья будущего» и внеклассное мероприятие – игру «Самый умный по информатике». По итогам конкурса Екатерина Анатольевна заняла I место и участвовала в Республиканском этапе конкурса «Учитель года РТ -2006».

Обобщение опыта на федеральном уровне: Опыт Е.А.Шафранской по внеклассной работе размещён на сайте газеты «Информатика» (http:// inf.1september.ru) в рамках VI Всесоюзного методического конкурса для учителей информатики «Как это делаю я», , 2006г. (Приложение № 21).

 

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских

профессиональных конкурсах

1.Шафранская Екатерина Анатольевна является победителем районного конкурса «Учитель года Республики Татарстан - 2006» (Приложение №22).  

2.Участвовала в Республиканском этапе конкурса «Учитель года Республики Татарстан  - 2006» (Приложение №23 , Свидетельство участника конкурса)  

 

Повышение квалификации и профессиональная подготовка

За период с 2002 года по 2006 год учитель прошел обучение и квалификационные испытания на курсах повышения квалификации  (Приложение №24):

1.Курсы повышения квалификации учителей информатики «Проблема проектирования творческой деятельности учителя информатики», Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан, город Казань, 2002 год.

2.Защита квалификационной работы «Тестирование  на  уроках  информатики  как  эффективный  метод контроля  и  обучения», Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан, город Казань, 2002 год.

3.В соответствии с приказом ОО МО РТ  №5 §7 от 15 января 2003 года присвоена первая квалификационная категория по должности «учитель».

4.Краткосрочные курсы экспертов по проблеме «Экспертиза практической деятельности в процессе аттестации», Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан, город Казань, 2003 год.

 

 

 

Директор муниципального общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа № 6 города Бавлы:                                   Г.А.Салахова   

 

М.П.

         24 марта 2006 года.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Katerina (24.01.2017)
Просмотров: 25 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Сертификат на никнейм Katerina-ua, зарегистрирован на Шафранская Екатерина Анатольевна
    Зарегистрируй свой никнейм
    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляется системой uCoz